Давайте по порядку. Спектакль театр человек бывает традиционный и современный, правильно? Нет, неверно. Слово «классический» вообще негодно к кинотеатру. Классика — это искусство прошлого, которое не потеряло популярности. А сценическая посадка сравнивая с романом, кинофильмом или картиной проживает совершенно недолго — всего 3 года.
Она просто не поспевает стать классикой. Исключения могут быть, однако нечасто: это спектакли, не сходящие со сцены десятилетиями, в которых сыграли несколько поколений артистов. К примеру, «Арлекин — прислуга 2-ух господ» итальянского режиссера Джорджо Стрелера.
Посадка возникла в 1947 году и до сегодняшнего дня концертирует по миру. Если вы замечаете на сцене людей в знаменательных костюмах, имитирующих Ревнивец с Дездемоной, — вернее представлять это классическим театром, а не традиционным.
Чем классический театр отличается от современного? Отчетливой границы нет. Предположим, вы играете пьесу Шекспира в современных костюмах и без декораций.
Никто не представит вашу постановку классической, — как бы там ни было, в РФ. Однако вы в любом случае применяете пьесу, артистов и сцену. А другой сценарист ставит спектакль на запущенном автозаводе. Или без исполнителей. Или без текста. Или все . Не его взгляд, вы — традиционалист.
Сегодня мнения «театр» и «спектакль» значительно выше, чем 100 или даже 50 лет тому назад. Временами современный театр очень похож на театр в принятом резоне слова (как, к примеру, спектакли Богомолова или Кирилла Серебренникова). Временами — вообще не очень похож (как постановки Всеволода Лисовского или германской сценической группы Rimini Protokoll).
Неужели вполне может быть спектакль без артистов? Представьте себе. Германский сценарист и автор Хайнер Геббельс установил спектакль «Вещь Штифтера» без единственного музыканта: аудитория на протяжении дня смотрит за жидкостью, паром и автомобилями. У таких же Rimini Protokoll есть проект «Remote X», где посетители идут по городу в наушниках и слышат установки экскурсовода, чья речь синтезирована ПК.
А швейцарская сценическая компания Magic Garden сделала спектакль «Questioning/Кто ты?», где вам предложат заполнить несколько анкет — только и всего (самое необычное, что это безрассудно интересно). Такие планы можно представить сеансами самопознания: посетитель смотрит не за персонажем, а за собой. Так устроен и свежий проект «Зеркало Карлоса Сантоса», совместно с которым мы сделали эти карты, — часть спектакля проходит без участия артистов.
Другими словами посетители отныне не только находятся и смотрят? Да, интерактивность — основной тренд современного кинотеатра. Определенные спектакли похожи на компьютерные игры с открытым миром: вы свободно ходите из зала в зал и сами выбираете, за кем из героев следить. В прочих постановках взаимодействия еще более: артист может спросить вас или просить что-нибудь сделать.
В «Зеркале Карлоса Сантоса» зрителей ведут через 12 комнат, при этом в разных комнатах — различные правила: где-то вы лишь глядите, где-то слышите, а где-то смотрите за собой и собственными думами.
Какие есть еще направления? Есть еще фактичный театр, физический театр, театр живописца и большое количество прочих. Фактичный театр весьма разнороден. Временами в нем используют технику вербатим — артист или драматург вписывают речь какого-либо человека, и затем она выговаривается со сцены как диалог.
Человек может и сам поведать о себе созерцателям — как это было, к примеру, в спектакле Rimini Protokoll «Cargo Moscow» при участии отечественных дальнобойщиков.
В физическом кинотеатре основное — тело артиста, его движения, позы и жесты, в подобном спектакле слов может не быть совершенно. Театр живописца устремлен на работе с объектами и фактурами. Эти направления довольно часто скрещиваются: к примеру, постановку греческого режиссера Димитриса Папаиоанну «Великий укротитель» можно отнести и к физическому кинотеатру, и к кинотеатру живописца.
И что, в РФ это есть? Да, отечественный театр — весьма любопытный и разнообразный. Преимущественно тренды идут к нам из Европы, однако у нас много режиссеров, способных создавать на их основе что-нибудь оригинальное. За фактичным театром стоит идти в московский «Театр.doc», за театром живописца — в Технический театр «АХЕ» (Санкт-Петербург) или «Лабораторию Д. Крымова» (Город Москва). Диалоговым театром, обычно, занимаются свободные продюсеры. К примеру, Степан Елютин, который ставит в РФ международные планы вроде «Твоей_игры» и «Кандидата», Ирина Новикова с Викторией Золотухиной, выпустившие спектакль «Черный русский», или Е. Кадомский, создатель идеи и продюсер проекта «Зеркало Карлоса Сантоса».
А пьесы сегодняшнему кинотеатру больше не нужны? Нет, нужны. Шекспира, Чехова и Островского режиссеры как и прежде устанавливают — и не только лишь традиционалисты.
К примеру, в РФ наиболее интересные режиссеры-интерпретаторы — перечисленные Серебренников и Богомолов. Современных создателей намного реже, однако все же устанавливают: если вас занимает важная драматургия, начните с «Топлива» по пьесе Е. Казачкова (питерский «Pop-up театр») или с «Человека из Подольска» по тексту Д. Данилова («Театр.doc»). Довольно часто драматург и сценарист работают в тандеме, и игра сочиняется под точный спектакль. Как раз так формировался документ в «Зеркале Карлоса Сантоса»: драматург Максим Курочкин сообщал его специально для режиссера Талгата Баталова.
Правда, что современный спектакль — это когда ничего не ясно? Не обязательно. Мода на невразумительный, загруженный знаками театр сзади. Вразумительные, подходящие, доступные спектакли сегодня смотрятся куда современнее.
Я знал, престижные режиссеры глумиться над классикой и раздевают артистов. Про классику — ложь. Спектакль — это далеко не игра, мистифицированная в лицах, а независимое создание.
У него есть возможность представляться также, как и знакомый вам документ, однако это другое творение, и сделал его другой создатель. Предъявлять обвинение Серебренникова в неуважении к Шекспиру за то, что сценарист меняет его пьесу, — все равно, что предъявлять обвинение самого Шекспира в неуважении к летописцу Саксону Грамматику за сюжет «Гамлета». Что же касается голого тела, это на самом деле известный прием. Голь в кинотеатре не обязательно сопряжена с сексом: она может обозначать, к примеру, слабость богатыря.
Отныне порекомендуйте, что смотреть. Если хотите на самом деле разбираться в сегодняшнем кинотеатре, ходите на фестивали: там все самое главное.
Основной смотр российского кинотеатра — «Золотая маска», куда свозят самые лучшие постановки со всей страны. Зарубежные спектакли демонстрируют NET, «Территория» и Чеховский пир в городе Москва, еще «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге. У большинства интернациональных фестивалей есть отечественная программа, которую также не следует переступать: если NET или «Территория» подключили в афишу российский спектакль, — вероятнее всего, это что-нибудь любознательное.
«Зеркало Карлоса Сантоса» — свежий сценический проект на рубеже нескольких жанров: драмы, танца, аудиоспектакля и перформанса, в котором актеры регулярно ведут взаимодействие со созерцателем. Его разработчики называют это «интроплей» (или «пьеса внутри тебя»). Во время спектакля посетителю предстоит вступить с создателями в разговор и сконструировать собственные реальные требования. Другими словами есть тот самый вид кинотеатра, где вы не созерцатель, а главный герой.
И субъект вашего наблюдения — свои идеи и чувства. Для проекта пересоздали целый этаж здания на Большой Дмитровке: тут есть комнаты, оздоровленные как брачная спальня, офис или студенческий класс. Синхронно в представлении принимают участие не более 12 зрителей, у которых до берут все гаджеты, чтобы в течение 2-ух часов их ничто не отклоняло. Завершается спектакль ужином. Меню для проекта составил Р. Закиров — питерский повар, воспитанник Адриана Кетгласа, действовавший в Латинской Америке.
Для «Зеркала Карлоса Сантоса» он подогнул яства на рубеже нескольких кухонь мира — израильской, ближневосточной и средиземноморской. Стоимость ужина входит в стоимость билета, которая составляет 6000 руб. Приобрести билет на спектакль можно на формальном веб-сайте проекта — до первого июня по промокоду meduza работает скидка 15%.